В 2020 году проводился престижный международный ежегодный конкурс профессиональных фотографов Sony World Photography Awards-2020, по итогам которого в шортлисты отбираются фотоработы, отличающиеся техническим мастерством и предлагающие зрителю по-новому взглянуть на привычные предметы и явления. Антон Доценко из России хотел привлечь внимание к проблеме бигорексии (мышечной дисморфии) на примере российского бодибилдера Кирилла Терешина, который вколол себе в руки лишь ему известную субстанцию, а врачи побоялись ее откачивать, опасаясь фатального исхода. Блогер Кирилл Терешин, известный среди пользователей сети как Руки-Базуки, прославился благодаря 65-сантиметровым бицепсам, которые он приобрел благодаря синтоловым инъекциям. В 2018 году он собирался вставить импланты в ноги, чтобы сделать из них "икры-ракеты". В конце 2019 года ему провели операцию и постарались удалить вещество, которое он вводил себе в область бицепсов. Сообщалось, что он вкачивал в себя синтол, но по предположению врачей это был вазелин. Весь инородный материал им удалить не удалось.
В бодибилдинге есть поговорка: "День, когда ты начал заниматься, стал днем, когда ты навсегда стал маленьким". Речь идет о мышечной дисморфии, при которой человек чрезмерно озабочен каким-либо дефектом или особенностью своего тела. Конкретно это психическое расстройство проявляется в нездоровом стремлении нарастить как можно больше мускулов. Зачастую очень мускулистые мужчины и женщины становятся одержимы своей мышечной массой или телесным жиром. Это может проявляться по-разному: чрезмерная посещаемость тренажерного зала; отказ от еды, которую не приготовили сами; уклонение от социальных функций, чтобы пойти в спортзал; отказ выходить из дома из опасения, что занятия сожгут калории, необходимые для набора массы. По словам психолога доктора Дэвида Бойда характерны телесный стыд и смущение, повышенный уровень тревожности и отказ показываться без одежды на пляже или в бассейне. Дисморфия мышц может привести к употреблению стероидов, а в крайних случаях - даже к смерти.
Дэвид Левсли (David Levesley), мультимедийный журналист, ранее сотрудничавший с the Daily Beast, the Independent, the BBC, корреспондент издания GQ о моде и стиле, нередко освящает вопросы фитнеса и здоровья. В одной из недавних статей Дэвид привлек внимание общественности к проблеме мышечной дисморфии (далее — МД) и обсудил влияние пандемии коронавируса на людей с МД . Когда COVID-19 охватил мир, и до того, как правительство Великобритании закрыло спортивные залы страны, люди уже приостанавливали свое членство и держались подальше от закрытых пространств, которые внезапно стали очагами заражения вирусом. Репортер Channel 4 News Саймеон Браун Браун создал петицию, призывающую к немедленному открытию спортивных залов, которую подписали более 21000 человек.
Однако для некоторых людей, из числа опрошенных Левсли, МД началась как результат посещения тренажерного зала. Кто-то объяснял её тем, что "Все, что связано с этим образом жизни, влияет на внешность и прогресс, а усилия в тренажерном зале, диета и сон влияют на внешний вид, поэтому он с вами 24/7". Обычно сообщество бодибилдинга полностью принимает МД как результат процесса роста/кондиционирования до такой степени, что это не считается расстройством", - объяснил доктор Бойда. "В фитнес-сообществах МД менее распространена". Невероятно мускулистые люди сосредотачиваются на том, сколько работы они вкладывают в тренажерный зал, чтобы усилить этот диссонанс: веса, которые они поднимают, потребляемые калории, ограничения и жертвы. "По крайней мере, это никогда не перетекало в наркотик или алкозависимость, как у многих других", - высказался один из комментаторов проблемы, получив множество положительных отзывов.
Проблема в том, что упражнения - это фундаментально здоровое занятие, но при этом нередко предполагается, что люди, которые проводят много времени за упражнениями или хотят нарастить мышечную массу, могут иметь реальные проблемы с мышечной дисморфией. Самое главное следить за тем, чтобы всё это не привело к саморазрушению.
"Если вы не готовитесь к соревнованиям, не нужно так строго относиться к еде", - дал совет Майк Виденбах, известный личный тренер из Нью-Йорка. 6 лет назад друг Виденбаха Крис выстрелил себе в голову в тренажерном зале из-за МД. Именно в этот момент Виденбах задумался. "Вы думаете: а что насчет того парня, который говорит мне, что ему нравится оставаться дома, чтобы не сжигать калории. Еще есть один, который тратит десять тысяч долларов в месяц на стероиды". Виденбах наблюдал за состоянием людей, которым деньги нужны на улучшения или амфетамины. Он безуспешно пытался объяснить им свое беспокойство. Для него неспособность понять, что что-то пошло не так, была серьезным признаком МД. "К тому же, когда вы с ними разговариваете, они не в состоянии общаться с вами. Вы скажете что-нибудь, а потом они скажут: "А что вы думаете о моих плечах?".
Часто люди, с которыми разговаривал Лесли, упоминали, что существует две версии их самовосприятия. "Гуляя по улице, люди говорили, что у меня огромные руки, или дети указывали на меня и говорили: "Посмотри на мускулы того парня!" - вспоминал один из респондентов Натаниэль Шоу. "Потом вы все равно ходите в спортзал, и кто-то скажет, что ваша грудь слишком мала, а плечи слишком малы. Когда они говорили такие вещи, я чувствовал себя так же, как когда я впервые посмотрел в зеркало". Тренажерный зал - это своего рода третье пространство, ни дома, ни на работе. Он предполагает создание спортивного сообщества. Виденбах упомянул, что, возможно, одна из самых сложных вещей для людей, так сосредоточенных на своем теле, - это не иметь возможности продемонстрировать это в тренажерном зале. "Есть разница между выбором изоляции и тем, что вам говорят, что у вас нет выхода, места, где вами восхищаются", - сказал он. "Твоего рынка больше нет. Вы не можете выпендриваться. А если это все, что у тебя было? Что ж, количество самоубийств в Нью-Йорке удвоилось". При этом небольшой успех от загрузки изображения в Instagram или Twitter - это не то же самое, что личное общение.
В связи с ограниченным доступом к тяжелым весам, сложным соблюдением диет и менее естественными ежедневными упражнениями в дополнение к режиму фитнеса, Виденбах сказал, что сейчас самое время для людей, особенно тех, кто придает большое значение своему телу, поменять приоритеты. "Я бы посоветовал людям оставаться стройными. Не беспокойтесь слишком сильно о массанаборе. Чем стройнее вы остаетесь, тем лучше будет ваш гормональный фон, когда вы вернетесь в спортзал", - посоветовал Виденбах. "Это то, что должны люди вбить себе в голову, а усредненный качок не может этого понять. Он скажет: "Бля, я похудел, я буду есть". Но правда в том, что у вас нет оборудования, чтобы быстро восстановить эти мышцы. Если только у вас нет действительно хорошего домашнего спортзала, которого нет у большинства из нас", - заключил Виденбах,
Доктор Дэвид Бойд в свою очередь рекомендовал группы упражнений с собственным весом на YouTube, чтобы поддерживать максимальную мышечную массу и эффективно использовать все текущие нормы упражнений, установленные правительством.
Терапия при дисморфофобии зависит как от состояния человека, так и от того, каковы причины расстройства. На развитие заболевания влияют такие факторы, как низкий уровень серотонина; обсессивно-компульсивный синдром; генетическая предрасположенность; общее тревожное расстройство. Также она чаще возникает у интровертов, перфекционистов, людей с низкой самооценкой. Спусковым механизмом может стать и стресс: увольнение, разрыв отношений с близким человеком. Для борьбы с МД врачи обычно назначают фармакологическое лечение и психотерапию. Главное понять, что проблема существует и ее можно решить, изменив не свою внешность, а отношение к ней. |