Задай вопрос Михаилу Кокляеву. Становая тяга.
Автор: Дмитрий Яковина (ironworld.ru)
Михаил Кокляев, обладатель самого высокого результата в становой тяге без экипировки на всем постсоветском пространстве (417,5 кг), отвечает на самые актуальные вопросы, касающиеся этого великолепного базового упражнения.
1. Как часто ты тренируешь тягу в рамках микроцикла, каким образом варьируешь нагрузку от тренировки к тренировке, составляешь ли план на макроцикл?
- Тренирую тягу раз в неделю по пятницам, гиперэкстензии с весом делаю во все тренировочные дни, нагрузку планирую в зависимости от самочувствия, так как очень часто выступаю на соревнованиях по силовому экстриму, кстати, именно из-за этого не получается организовать макроцикл. В соревновательную неделю тягу делаю в понедельник. Но я четко верю и осознаю, что большая тяга – она, как хороший коньяк, должна быть выдержана временем. Весь соревновательный сезон на некоторых турнирах по экстриму, где есть становая тяга, я получаю свой максимум, который и определяет готовность на данном этапе. Например, в апреле на ЧЕ WPC я поднял 400 кг, но очень тяжело, главный старт планировался на конец июня на Битве Чемпионов, но 400 кг были нужны. Следовало с чего-то начинать, перед турниром, видимо, перетренировался и на самой Битве поднял всего лишь 405 кг. На соревнованиях в Польше в конце июля я на своеобразной стронговской штанге потянул 420 кг, и это был предел. На чемпионате мира в сентябре я потянул на разы 360 кг на девять раз, этим самым опять же приблизив себя к декабрьскому результату 417,5 кг, в октябре с лямками я вытянул 422,5 кг на нормальной штанге и уже был готов тянуть свои новые рекорды по всем правилам пауэрлифтинга. Читатель, возможно, задастся вопросом: «И где здесь конкретная система?». Отвечаю: системы конкретной нет. Тяга или есть, или ее нет. В моем случае главный фактор результата – это самочувствие и сложившиеся обстоятельства. Но, повторюсь, хорошая тяга должна «настояться», т. е. нужно выдержать определенный объем работы за длительное время. Форсаж – дело рискованное и не профессиональное.
2. Выполняешь ли подсобные упражнения для тяги, и если да, то какие считаешь лучшими и какие нагрузки, по твоему мнению, рациональны для подсобных упражнений? Какова роль приседаний со штангой в росте результатов в тяге, можно ли тянуть много, не приседая?
- Из подсобки: тяга за голову в станке, тяга к поясу сидя в станке, шраги и огромное количество времени отдаю гиперэкстензии, очень много работаю в тяге с плинтов, ибо вторая фаза слабее, чем первая фаза – фаза съема штанги с помоста. Делаю тягу широким хватом. Самые рациональные нагрузки – 70–75% от максимального результата, и чтобы получалось повторов по 25 (как вы их разделите на подходы – дело ваше), нужно выдержать объем. Максимальный вес только на соревнованиях. Максимум, что можно себе позволить, – это начальный вес за три недели до соревнований по одному подъему в трех подходах. Приседания также важны для выполнения большой тяги, но, к примеру, если колени травмированы и приседать, скажем, некомфортно, можно оставить только тягу, я лично так делал, еще занимаясь тяжелой атлетикой, и поднимал, не приседая, свои максимумы.
3. Какие грифы ты используешь при тренировке тяги, прибегаешь ли к помощи лямок?
- В тренировочном процессе использую и «ленинградку», и ELEIKO – тяговый гриф 25 мм. До 300 кг работаю без лямок как разнохватом, так и прямым хватом. Также периодически работаю на «Аполлон акселе».
4. Как ты считаешь, каковы пределы развития в тяге, и чем лимитирован максимальный результат? Насколько важен в этом собственный рост и вес?
- Предел – 461 кг Бенедикта Магнуссона, это сегодня. Теоретически на данный момент разумным пределом считаю 500 кг. Думаю, после чьих-нибудь 500 предел повысится, ибо килограммов в спортивных результатах, как и денег, всегда мало. Сегодня максимальный результат в тяге лимитирован (не поверите!) социальными проблемами и незаинтересованностью государства. Если бы, к примеру, Поздеев был китайцем, и тяга входила бы в олимпийский вид спорта, его результат уже сегодня не ограничивался 400 кг, а тянул бы он при большем собственном весе 110 кг – 430-440 кг. «Сказки!» – подумаете вы. А сами вы (я имею в виду занимающихся лифтингом) получаете максимум условий для того результата? В России, да и во всем мире, никто не получает этого максимума условий сегодня. Если в штанге иранцы получают этот максимум, так они уже какое поколение с высшей ступени пьедестала тяжелой атлетики не сходят.
Ну и по поводу антропометрии в тяге. Чисто из собственных наблюдений, я разделяю «тягунов» на коротконогих и длинноногих. Те, кто имеет короткие ноги по отношению к телу, приспособились к тяге в сумо. Почему бы и нет, короткое движение ногами, и она (штанга) – там. Длинные ноги у Клюшева, Константинова, у меня, и мы тянем классикой, потому как короткая спина создает короткий рычаг для подъема. Исключение на моем веку – не длинноногие Савицкас, Болтон и Калиниченко, все они компенсируют длину своего тела большим таким, хорошим «прессом». |