Культуризм и борьба
Темой статьи является культуризм и борьба. Есть ли связь между ними? С одной стороны, предположение о такой связи напрашивается само собой, если увидишь сложение культуристов и борцов. Сравнение их не обнаруживает какой-то разницы в мускулистости, а по пропорциональности, гибкости и приспособленности к разнообразным нагрузкам сравнение в пользу борцов. С другой стороны, идея о такой связи настолько противоречит привычным представлениям, что её нужно отвергнуть хотя бы для сохранения своего психологического комфорта, который будоражит всё новое и непривычное.
Начнём с того, что и культуризм, и борьба не принадлежат к наиболее почитаемым и рекомендуемым в нашей богоспасаемой стране видам физкультуры или спорта. Культуризм находился под запретом в СССР, где спорт вообще-то был развит весьма и весьма. Можно было заниматься чем угодно, только не культуризмом. Какие свойства этого занятия, в общем, безобидного, сделали его неприемлемым в глазах общества? Официальный запрет только выражал распространённые предубеждения, ведь и сейчас, после снятия официального запрета, занятие это продолжает вызывать косые взгляды, не только среди добропорядочных обывателей, привыкших спокойно отращивать телеса в кресле перед телевизором, но и среди других спортсменов и физкультурников.
Ответ был бы слишком неприятным для нашего общества, где престижнее быть физически неразвитым и уродливым, чем атлетичным и красивым. Такие автоматически становятся негласными изгоями и вызывают самые разные подозрения, потому что занятия с физической нагрузкой автоматически делают человека красивее и атлетичнее. Это относится к мужчинам, женщинам быть красивыми наоборот, рекомендуется, и даже создана целая индустрия по наведению красоты, хотя эта красота понимается очень поверхностно - как макияж и разноцветные тряпочки на тельце. Спортивная, энергично шагающая женщина была бы ещё большей пощёчиной общественной нравственности, чем бодрый, мускулистый мужчина. Атлетичные и красивые действуют на свой страх и риск, и за последствия отвечают сами. Общество им ничего не гарантирует, раз они решили пойти по такому пути и хотят выбиться из колеи, стать лучше других. Поэтому ограничимся тем, что вспомним, что такое культуризм.
1. Возникновение культуризма и его физкультурная, не спортивная, цель.
Он возник в Европе недавно, в 19 веке, и является тем видом атлетических занятий, историю которого можно проследить документально. А возник он как результат поиска городскими мужчинами выхода из той ситуации, в которой они оказались, лишившись природной физической нагрузки и движения. Пробовали разные виды упражнений - езду на велосипеде, бег, гимнастику... Было замечено, что наибольший эффект даёт многократное поднятие тяжестей. Это было известно и раньше - все знали, что люди тяжёлого физического труда имели хорошее физическое развитие, даже гимнастические упражнения рекомендовали делать с отягощением - гантелями в руках. Вот что писал, например, знаменитый американский писатель 19 века Э.По в рассказе "Поместье Арнгейм": "Он допускал лишь 4 основы блаженства. То, что он почитал главным, были (странно сказать!) всего лишь физические упражнения на свежем воздухе. Здоровье, достигаемое иными средствами, - говорил он, - едва ли достойно зваться здоровьем. Он приводил как пример блаженства охоту на лис и указывал на землекопов как на единственных людей, которые как сословие могут по справедливости почитаться счастливее других". По выражал лишь общие настроения, но после того, как были разработаны конкретные методики, увлечение культуризмом стало охватывать всё больше и больше мужчин. Сохранились брошюры авторов разных систем культуризма, которые неопровержимо доказывают, что в пору своего возникновения культуризм был системой занятий обычных людей с целью оздоровления и придания телу красивой формы, то есть не был спортом. Такова история любого вида атлетики - он возникает как развлечение, занятие в свободное от работы время, и лишь много позднее на его основе возникает соревнование как общественное зрелище.
Особый энтузиазм вызывало то, что культуризм давал возможность сравнительно быстро приобрести накачанные, крепкие и выпуклые мышцы. Культуризм - это работа по окультуриванию тела там, где вследствие неблагоприятных условий жизни человека (недостатке физической работы, движения на свежем воздухе) тело не может самостоятельно, без дополнительных усилий, сформироваться естественно и гармонично, выявить заложенный в нём потенциал силы, красоты и безболезненного существования. Здоровое мужское тело - это прежде всего мускулистое тело, поэтому естественно, что внимание культуристов прежде всего было направлено на мускулатуру, накачку мышц.
И по сей день культуризм остаётся преимущественно занятием обычных мужчин для себя (атлетикой). Хотя на его основе уже возник спорт, довольно чудовищный, надо сказать, спорт ещё не подавил атлетику, как это произошло в других видах упражнений, например, в борьбе. Борьба является в своей основе упражнением по преодолению сопротивления тела соперника, нет ничего проще и естественнее борьбы. До сих пор в тех обществах, где люди не изолированы друг от друга, борьба является ежедневным развлечением. В обществах "европейского типа" борьба осталась только в виде общественного зрелища (спорта). Но есть страны, где борьба существует и в жизни простых людей. На странице "Мышцы борцов на траве" показаны в качестве примера мускулатуры борцов - обычных людей, атлетов - фотографии, сделанные на небольших деревенских состязаниях в 1999-2001 годах в Болгарии.
2. Сочетание культуризма с борьбой.
Почему мы решили, что мышцы борцов могут быть примером для культуристов, и что борьба и культуризм могут как-то сочетаться в жизни атлета? По нескольким причинам.
Первая причина: известно, что борцы качаются, чтобы быстрее нарастить силу и мышцы, нужные им для схваток. Раз качаются, причём так, как и культуристы, то значит, тоже культуристы. Они используют из смежных видов атлетики то, что помогает для их целей. Почему бы и культуристам не сориентироваться и не поступать так же?
Вторая: результаты борцовских упражнений, комплексных, где сочетаются и качка и борьба, видны по хорошему физическому развитию борцов, по работе их мышц в схватках. На сайте есть страница, где можно в этом убедиться ещё раз: "Мышцы борцов-профессионалов". То, что не все борцы имеют одинаково классное телосложение (есть и борцы с мало развитыми мышцами), не доказывает ничего: есть и культуристы, которые занимаются, а достигают меньшего, чем другие. Выдающаяся физическая форма борцов стала возможной в результате сочетания разных видов тренировок - борьбы, работы с железом, гимнастики и др. Мышцы борцов имеют то преимущество перед чистыми культуристами, которые только качают железо, что готовы к самым разным нагрузкам, встречающимся во время борьбы, к полному испытанию тела на все возможные виды нагрузок и изгибов.
Недостатки принятой нынче тренировки культуристов лучше всего ощущают сами культуристы. Изолированные упражнения дают очень ограниченное развитие тела, мало развивают дыхание, координацию... Доходит до того, что профессионал культурист с трудом передвигается, часто болеет и на турнике может подтянуться всего несколько раз. Многие ощущают потребность выйти за рамки дозволенного американской методикой, и это нужно делать. Это могут быть разные направления - бег, плавание, гимнастика, борьба. Борьба является предпочтительной, на это указывает и историческое родство борьбы и культуризма:
Ещё в древнем мире слово атлет означало "борец", а борец - "богатырь" (палаван). Та же традиция продолжалась и в 19-20 веках: первый чемпионат по культуризму, красоте сложения, на территории России провёл в начале 20 века никто иной, как И.Лебедев - организатор борцовских поединков и чемпионатов - во время гастролей его антрепризы борцов в Киеве.
Третья причина: сходная природа усилий в борьбе и культуризме. Борьба заключается в преодолении сопротивления соперника. Противник обычно не уступает по силе, и нагрузка на все группы мышц во время борьбы большая, разнообразная. Поэтому у борцов накачанные мышцы. Ведь мышцы развиваются от работы по преодолению сопротивления. Культуристы развивают мышцы тоже работой по преодолению сопротивления, но предметов, например, силы тяжести штанги. Развиты мышцы и у кузнецов, которые, как и культуристы, поднимают и опускают вес молота. Говоря в общем, телу безразлично, какое сопротивление преодолевать, лишь бы это происходило регулярно, тогда оно развивается (тонкости организации этой нагрузки и регулярности - это уже детали, которые убыстряют или не убыстряют рост мышц). В качестве иллюстрации того, что в некоторых случаях борьба сама по себе без дополнительной качки даёт культуристическое, атлетическое сложение, приведём фотографии Сослана Томаева и турецких борцов.
Сослан Томаев
Каракужак - турецкая борьба
Видно, что Томаев имеет
развитые, бугристые мышцы умеренного объёма, которые рельефно напрягаются в схватках, и в то же время стройное сложение, тонкую талию. Он не занимался отдельной накачкой мышц, о чём сам говорил в интервью. Такие мышцы, как у него, удовлетворили бы большую часть тех, кто занимается в залах культуризма. Сослан Томаев - род. 1979, 63 кг - юношеский чемпион мира 1996, второй на чемпионате Европы 2001 по версии ФИЛА.
Фото турецких борцов, борющихся в национальной борьбе Каракуджак, показывает высокое развитие мускулатуры, достигаемое при помощи совсем иных средств, чем применяемые европейскими культуристами в данный период времени. Кстати, это фото - также яркая иллюстрация типа мускулистого сложения, на который больше всего традиционно ориентируется народ Кавказа и Турции. То есть мышцы, которые считаются наиболее приемлемыми, наиболее приспособленными к жизни. Это упругие, сильные и не раздутые мышцы. В рассказах Фазиля Искандера, перса из Абхазии, часто говорится: он был худощавый, подвижный и мускулистый, как горец.
Четвёртая причина: борьба - это здорово.
Борьба и культуризм (качка, бодибилдинг) должны идти вместе. Культуристам нужна более разнообразная нагрузка, чем однообразные упражнения со штангой, так же как борцам - силовая подготовка и развитые мышцы. Этого пока многие не понимают. Причина - в спорте, спортивных ориентирах. Да, спорту высших достижений специализация и сепарация тренировок нужна, как воздух, но простому атлету, любителю - зачем она?
3. Типы сложения как цель занятий.
Борцы показывают разные типы сложения, которые могут иметь культуристы - это и привычное массивное с очень объёмными мышцами, и сухое, "жилистое", когда мышцы - как канаты, не утяжеляющие тело, а делающие его как пружину, и средние между этими крайностями мышцы. Это даёт выход из тупика, в который завели рядовых культуристов северо-американские спортивные шаблоны, насаждаемые повсеместно, где это только возможно. Не в силах раздвинуть узкие рамки мышления, навязываемые дельцами спортивного культуризма (бодибилдинга, как говорят о культуризме в США), культуристы тупо движутся по пути раскачки мышц и доводят раскачку их до абсурдных размеров (с помощью химии, природа без химии просто не допустила бы такой бессмысленной гипертрофии одного из органов - мышц), оставаясь в других направлениях не развитыми и, по сути, глубоко больными людьми. То есть одна раскачка мышц не обеспечивает достижение цели - здорового, гармоничного тела. Некоторые качки даже не ставят перед собой цель иметь красивое, пропорциональное тело, просто тупо раскачивают, и считают своей доблестью потерять здоровье, но иметь объём побольше, чем у соседа по качалке.
Если задать вопрос - с какого сантиметра начинается культурист, а до какого ещё не культурист, то это ставит в тупик. И не случайно. Это отражение всей условности, беспочвенности распространённых среди людей представлений о культуризме. Если перед вами атлет из качалки, который имеет сухопарое тело, рельефные мышцы, хотя и среднего объёма, много раз подтягивается на турнике, качает штангу, красиво, атлетично сложен и занимается уже много лет? Скажете ли вы, что он не культурист? Определяющим в том, кто культурист, а кто нет, является только регулярность занятий на протяжении жизни и та цель, которая при этом ставится. И, конечно, наличие мышц и физического развития как зримый результат. Никакие мышцы сами по себе не возникают, за ними стоит труд и энергичное движение.
4. Узкое понимание атлетической жизни как причина неудачи культуризма.
Возникнув как проба бороться с неблагоприятными условиями обитания человека, культуризм не выполнил своей задачи, и доказал только превосходство традиционных видов атлетики - борьбы, лёгкой атлетики и т.д. Вместо того, чтобы приспосабливаться к агрессивной среде, создаваемой тоталитарными капиталистическими обществами (безразлично, современными США, Россией, Украиной и др.), лучше было бы создавать благоприятную среду обитания в социальном смысле, хотя бы объединением в небольшие атлетические, самостоятельные, никем не контролируемые компании. Чем заниматься, не так уж важно. И борьба, и ходьба на лыжах, и тяжёлая атлетика, и лазание по деревьям дают мускулистость плюс массу других плюсов, которых нет в культуризме. Современный культуризм зашёл в закономерный тупик. Он занимается наведением внешнего марафета, зачастую при помощи вредных, мошеннических средств типа анаболиков, при отсутствии здорового, прочного внутреннего содержания.
Хотя, главный недостаток культуризма - не в этом. Из всех видов физкультуры культуризм - единственный вид, в котором атлет прикован к залу, как наркоман к игле. Стоит качку отлучиться ненадолго в командировку, в отпуск, как у него развивается психоз - а как мои объёмы? Качок понимает, что без постоянной качки его, с таким трудом заработанные, мышцы быстро сдуются. Его мышцы - это как проколотая камера, которую надо постоянно подкачивать и которую нечем залатать. Такова плата за стремление произвести внешний эффект, на котором построена вся "философия" культуризма, вся его мотивация. Плата чрезмерно большая - тяжёлые монотонные тренировки из года в год, которые в конце концов становится не возможным выдерживать. Это похоже на каторгу, которую человек устраивает для себя по собственной инициативе. Не случайно в других видах атлетики всегда присутствует элемент игры, неожиданности, разнообразия, общения и контакта с другими атлетами. Ничего этого нет в культуризме, если он существует в чистом виде, как сейчас, а не как один из составных элементов более полной атлетической жизни. И, наконец, после прекращения занятий культуризмом тело возвращается к исходному состоянию, занятия культуризмом остаются без последствий, за исключением более крепкого костяка тела, что вырабатывается при одном из видов тренировок - а именно, с базовыми упражнениями (тяги, приседания, жимы с тяжёлой штангой). В худшем случае атлет становится толстяком с нарушенным здоровьем (в случае применения фармакологии в процессе тренировок). Хотя, в любом случае после прекращения качки будет происходить набор массы тела за счёт жира, и на борьбу с этим явлением бывший культурист потратит ещё несколько лет своей жизни. Приступая к выбору вида занятий, не мешает подумать: чего это будет стоить, какая цель всех будущих усилий, какой будет получен результат, каковы шансы, что он будет получен, и что будет после прекращения занятий? И ответить на эти вопросы нужно максимально честно, хотя это сделать не легко - такую информацию найти трудно.
Вдохновлённые картинками в журналах со вздутыми мышцами, невероятно прорисованным рельефом, заковыристой венозностью, многие мужчины бросаются заниматься чем-то, что, по их мнению, сделает их точно такими же. Их в этом не разубеждают - наоборот, залы бодибилдинга ждут их с распростёртыми объятьями. Со стороны такие люди выглядят так же, как выглядела бы девушка, которая реально считает, что вполне, если захотеть, прикупить косметики и немного потрудиться, можно стать секс-бомбой, как какая-нибудь раскрученная модель с телеэкрана. Многие люди не подозревают, сколько ухищрений стоит за сногсшибательским видом проф. позёров (обоих полов). Они не подозревают, что грудь может быть силиконовая, что в голень культуриста может быть вставлен имплантант, что на это изображение, которое так соблазнило, работает целая индустрия. Изображение - конечный продукт дорогостоящих усилий, который продаётся, это не мимоходом сделанная на улице фотография. По сути, индустрия показа тела - это вид проституции, когда торгуют видами своего оголённого тела (у нас на сайте таких фотографий нет и никогда не было, за исключением раздела о начале 20 века). И к этому "бизнесу" нужно подходить так же, как к любому бизнесу - с недоверием. Если раньше коммерция была только в спорте, то теперь - и в физкультуре. Для того и существуют залы с тренажёрами, чтоб делать деньги на стремлении людей стать крепче, в то время как можно обойтись простой пробежкой в парке и утренней зарядкой - даже они приносят пользы больше, чем "бодибилдинг".
Проблема культуристов - не в отсутствии эффективных методик, на что жалуются все, когда обнаруживают, что не достигают того результата, который засел у них в голове. Проблема - в отсутствии социальных связей между новоявленными атлетами, которые стремятся к целям, навязанным пропагандой и рекламой. Поэксплуатированные владельцами спортзалов, чувствуя себя обманутыми, атлеты отходят от активности, так и не поняв ничего. Но только в общении в самостоятельном коллективе атлетов можно что-то понять, выработать реальные цели и способы достижения. О сообществах атлетов в Азии можно прочитать в разделе "Атлетический мир Азии". Такие сообщества существуют и во многих наших проф. клубах борьбы, во многих секциях борьбы. Они неизбежно возникают везде, где есть устойчивая группа людей, которые вместе чем-то занимаются. Правда, это происходит в спортивных коллективах, среди тех, кто профессионально занимается спортом. Коллективов атлетов-физкультурников нет, так как нашим людям трудно находить общий язык. Мы живём в обществе индивидуалистов, подозрительных и чужих друг другу, где поощряются только вертикальные связи (начальник-подчинённый), горизонтальные связи практически отсутствуют и устанавливаются с трудом. |