Тринадцатый Мистер Олимпия делится своими впечатлениями о том, что ему пришлось пройти на пути к завоеванию статуэтки Сандова.
Когда становишься первым любителем в истории, подписавшим контракт с «Weider Publications» до того, как вступаешь в борьбу на турнире национального уровня, выигрываешь первые в своей профессиональной карьере два соревнования и появляешься на обложках журналов, представляющих тебя как Будущее Бодибилдинга, от тебя ожидают большего, нежели от многих других. И ожидают так много, что многим не под силу оправдать таких надежд. Но именно этого добился Фил Хит 17-го сентября, отобрав чемпионскую корону у четырёхкратного чемпиона Джея Катлера, став тринадцатым в истории обладателем титула Мистер Олимпия. И если бы его карьера завершилась сегодня, вряд ли кто поставил бы под сомнение тот факт, что Хит сумел оправдать столь высокие надежды.
Хиту всего-навсего 31, но он, вполне возможно, готовится засесть надолго на троне бодибилдинга. Через неделю после той исторической ночи «FLEX» получил возможность поговорить с новым Мистером Олимпия. В данном интервью, имевшем место далеко от родины, он делится с нами своими впечатлениями о прошлом и планами на будущее.
FLEX: Итак, ты сделал это. Не отошёл ещё?
Фил Хит: Честно говоря, нет. Мы вот сидим здесь в Индии. Неделя как я стал Мистером Олимпия, и вот только выиграл «Sheru Classic» (24-25 сентября, Мумбай, Индия), столкнувшись с, по сути, теми же атлетами, что и неделю назад. Но я пока как следует не думал обо всём этом. Уверен, что вскоре приду в себя, но пока ещё не особо верится, что это произошло.
FLEX: Вернёмся к прошедшему на уикенде турниру «Мистер Олимпия». Второй год подряд наблюдаем ту же сцену - словно из кинофильма: ты и Катлер, твой лучший друг и наставник. Очередное столкновение ученика с учителем. Как вы двое жили с этим весь уикенд?
Фил Хит: Джей тренировал меня весь уикенд - особенно, после пятницы. Он как бы уступил уже мне победу и начал давать мне советы о том, как держаться в данной ситуации. Он говорил мне: «Ты готов к этому? Ты победишь! Что скажешь?» Типа того. Внутренний голос подсказывал мне, что я уже такое слышал. Так что я не хотел разочаровываться в очередной раз.
FLEX: Когда остались двое участников, ты снова вышел в центр арены. Вы, очевидно, много переговаривались в это время. О чём Вы говорили?
Фил Хит: Когда объявляли, он твердил: «Сейчас скажут, сейчас скажут…Вот… вот…». И вдруг слышу: «Фил Хит, Мистер Олимпия»! Мне очень понравилось, что он даже в этот момент продолжал наставлять меня, ибо не знаешь, как себя вести, как реагировать в такой ситуации. Он был рядом, и это было так классно – думаю, это лучший момент в моей жизни, помимо моей свадьбы. Как часто тебя поддерживает твой лучший друг, который одновременно является твоим конкурентом? Я сказал ему: «Спасибо. Ты мой брат. Я люблю тебя». Что-то такое. А он: «Боже, не начинай распускать нюни на сцене, - ты ещё толком даже не прожил этот момент своей жизни».
FLEX: Ваш тандем ученика и учителя, большого и меньшего брата принёс много полезного. Что Вам, главным образом, принесло общение с Джеем?
Фил Хит: Кто как не он знает, что такое напряжение и высокие ожидания в жизни чемпиона и деятеля спорта. Любитель ты или профессионал, ты всегда хочешь найти того, кто уже прошёл через это. К примеру, я даже не знал, сколько брать за гостевое позирование, не говоря уже о том, как тренироваться при частых переездах, успевать быть со своей семьёй, уделять время друзьям и близким. Никому это так не удаётся, как ему. Он мой идеал, я на него равняюсь. Он подаёт пример и ведёт за собой своими действиями - не словами, и это мне очень помогло. Он не рисовался - он такой по своей натуре. И он вселил в меня уверенность в себе. «Ты уже вошёл в это дело, старина. Слов больше не нужно. Просто иди и работай».
FLEX: Как ты думаешь, люди понимают что у вас за отношения?
Фил Хит: Думаю, нет. Люди пишут мне по электронной почте: «Наставляй меня так же, как делал это Джей! Возьми меня под своё крыло». Но они не понимают, что мы, в первую очередь, друзья. Я не держал в руке ручку и не спрашивал Джея: «Джей, что тебе больше по душе – приседания со штангой на плечах или приседания со штангой на груди?» Мы, по сути, тренировались вместе лишь тогда, когда тренировки освещал «FLEX», а люди почему-то думают, что мы тренировались всё время. Разумеется, он мне многим помог – справляться с напряжением и в плане деловой стороны бодибилдинга. Но мы редко разговариваем об этом. В основном, мы говорим о том, о чём говорят друзья – фильмы, машины, одежда.
FLEX: От тебя ожидали неимоверно многого с тех пор, как ты стал первым любителем, подписавшим контракт с «AMI/Weider Publications» незадолго до «NPC Nationals» среди юниоров. Как это помогло в твоей карьере?
Фил Хит: Первый вопрос, который задают люди, интересующиеся бодибилдингом, это: «Откуда у тебя берутся спонсоры?» Я не думал об этом, когда начинал – просто хотел соревноваться. К счастью, довольно рано в моей карьере мне была дана прекрасная возможность (подписание контракта с Вейдером/AMI), и мне пришлось крепко за неё ухватиться и лелеять её. Ведь я был первым любителем, с кем подписали такой контракт! По сей день это остаётся великим для меня достижением. Благодаря этому жизнь моя стала легче, и, наконец, после того, как я выиграл «NPC USA», я понял, что мне не придётся больше работать на двух работах и что мне нужно полностью сконцентрироваться на карьере бодибилдера. Подписание того первого контракта с Вейдером позволило мне в той или иной мере убыстрить продвижение моей карьеры и сыграло огромную роль в том, где я сейчас нахожусь в жизни.
FLEX: Насколько важным было то первое появление на обложках журнала?
Фил Хит: Я узнал, что буду на обложке журнала «FLEX» за несколько часов до победы на «NPC USA» 2005-го года. В дверь постучали; затем я вижу (главного редактора в то время) Питера МакГофа и (фотографа) Кевина Хортона, все эти вспышки, и я подумал «Что происходит?» Не думаю, те фото были когда-либо опубликованы. Я был настолько взволнован и знал, что должен победить, но помню, как я думал «Моя жизнь в данный момент просто прекрасна». Не прошло и трёх лет с тех пор, как я оставил баскетбол, и меня называют одним из лучших бодибилдеров в стране. Быть на обложке «FLEX» было вдвойне приятно, ибо то был первый журнал о бодибилдинге, что я читал. По-прежнему не верится, что это случилось только шесть лет назад. Ведь я никогда не надеялся на то, что из меня выйдет классный баскетболист в колледже. И вдруг я, никогда не претендовавший на фото в студенческой газете, появляюсь аж на обложке журнала? У меня были друзья-баскетболисты, игравшие на высоком уровне и только что ставшие профессионалами, но я не знал никого, кто появился бы на обложке журнала. Так я, разумеется, постепенно стал выходить на передний план.
FLEX: Твоё появление на обложке журнала вызвало какие-нибудь перемены?
Фил Хит: Несомненно. Моя жизнь круто изменилась. Мне начали прочить большое будущее. Я знаю, это разозлило некоторых ветеранов, и люди спрашивали «Кто этот пацан из Колорадо?» Всё началось ниоткуда. В то время то, что со мной творилось, напоминало дедовщину, и эти люди не пускали меня в клуб. Единственный, кто был со мной, это мой брателло Джей. Он заступился за меня. Но даже это не помогало! Люди постоянно охаивали моё телосложение, и мне это очень не нравилось. Я ведь не напрашивался. Я не говорил, что хочу стать Мистером Олимпия. Мне просто очень нравилось заниматься бодибилдингом. Но я быстро понял, что моя карьера будет зависеть от одного – побед. Да, было нелегко, но такие ребята, как Джей и Флекс Уиллер, тоже прошли через это. И они занимают своё нынешнее положение в бодибилдинге благодаря своему умению стойко выдерживать напряжение. И именно подбадривание со стороны Джея мне очень помогло в этом смысле.
FLEX: Твоё появление на обложке в августе 2006-го ассоциируется с эквивалентом проклятия Мэддена в бодибилдинге – кошмарного ярлыка «Будущего Бодибилдинга».
Фил Хит: Да, я всё ещё думал об этом перед этим турниром Олимпии. Мои мысли: «Неужели? Что если я не оправдаю надежд? Мне не нужно столько напряжения!» Помню Ричарда Джоунса на обложке, когда его называли Следующим Мистером Олимпия. Мы прекрасно помним, чем это закончилось. Я ни в коем случае не имею ничего против Ричарда Джоунса, ибо мы не просим этого ажиотажа вокруг себя. Но да, я помню, как думал «Это будет преследовать меня всю жизнь». Слава Богу, так не случилось.
FLEX: Теперь, когда ты Мистер Олимпия в возрасте 31-го года, все твои решения выглядят закономерными. Но люди всегда так думали. Как, например, когда после победы на двух твоих первых турнирах среди профессионалов ты решил пропустить Олимпию 2006-го и затем сделать то же самое и в 2007-ом. Эта критика давила на тебя?
Фил Хит: Да, она немного ужалила меня, ибо эти ребята не знали меня настолько хорошо, чтобы иметь право так меня критиковать. Думаю, что им не терпелось оказаться на арене бок о бок со мной, так как все эти контракты и всё это внимание доставались мне, а не им. Мне было очень неприятно то, как они себя вели. Но ведь в этом не было моей вины. Знаю, что такое случается и в других видах спорта, но я всё-таки чувствовал неуважение к себе. Мне так хотелось утереть им нос, и я думал про себя: «Хорошо. Вы мне потом заплатите на сцене. Разнесу вас в пух и прах».
FLEX: Ты выступил в своём первом серьёзном турнире в 2007-ом («Arnold Classic»). Многие думали, что ты на нём победишь. Но ты занял пятое место, и это был первый неважный результат в твоей карьере бодибилдера. Какие уроки ты извлёк из этого опыта?
Фил Хит: Многие говорили, что я смогу выиграть. Но, если вернуться к тому событию, мне предстояла борьба с Декстером Джэксоном (в настоящий момент трёхкратный победитель «Arnold Classic») и Виктором Мартинесом, уступившим первое место Джею в Олимпии позже в том году. Моей целью было попасть в тройку лучших. Так что пятое место было для меня полным разгромом. Это открыло мне глаза, и я знал, что мне просто нужно время, и я не проиграю им. Мне нужно было добиться того, чтобы подобного никогда больше не происходило. И я отлучился на год и затем вернулся, став больше и лучше, в 2008-ом году.
FLEX: Ты, действительно, открыл многим глаза, в 2008-ом, выиграв «Ironman», заняв второе место позади Джэксона в «Arnold Classic» и став третьим в своём дебюте в Олимпии. Но в 2009-ом ты сделал ещё один шаг назад после года подготовки к Олимпии. Тогда ты заболел за 48 часов до выступления и оказался на пятом месте. Насколько нелегко было перенести это?
Фил Хит: 2009-ый был, наверное, худшим годом в моей жизни. У меня всё валилось из рук. Впервые в жизни мне пришлось сталкиваться с неудобством переездов и, следовательно, непривычным графиком, а также столкнуться с проблемой организации моей личной жизни и бизнеса. Мне не хватало системы, которая помогла бы мне организовать свою жизнь. Я делал многое путём проб и ошибок. Я получал травмы – либо из-за перетренировки, либо из-за ошибок в работе с весами. Всё шло очень плохо. Всё, что могло бы закончиться неудачей, неудачей и заканчивалось. И на турнире Мистер Олимпия всё для меня пошло очень плохо - я отравился и чуть было не вышел из соревнования. Это была ещё одна упущенная возможность. Именно так я воспринял случившееся. И знаете что? На следующий день я уже тренировал ноги в зале. Как бы то ни было, я понял, что даже в свой худший день я, несмотря ни на что, пятый в мире и мне не стоит особо переживать на почве своего поражения. Мне нужно было извлечь какой-нибудь урок из всего этого на пути в 2010-ый год. Мне нужно было освободить голову от всего, что могло мешать мне добиваться успеха.
FLEX: Перенесёмся на 7 месяцев вперёд – на турнир «Arnold Classic» 2010-го года. Ты в лучшей форме своей карьеры и ведешь по предварительным итогам, но в конце проигрываешь Каю Грину. Насколько сильно тебя это разочаровало?
Фил Хит: Это было самое горькое поражение в моей жизни. Мне все говорили, что я был лучше – люди из бодибилдинга, которых я очень уважал. И когда я услышал, как объявили, что я на втором итоговом месте, я просто не знал, что и подумать. Разумеется, я был зол, разочарован и растерян и всё такое. Но эта ситуация послужила проверкой моей силы воли - как повести себя, когда результат не тот, что ты, по-твоему, заслуживаешь. Это типа, когда судьи допускают ошибку, и твоя задача как баскетболиста и спортсмена не реагировать отрицательно, а показать свой класс. Мне пришлось быстро перегруппироваться и смириться со вторым местом. Помню, когда Кай разговаривал с Арнольдом, один из них, по сути, говорил мне «нам очень жаль». И хотя мне это было приятно, я не хотел, чтобы кто-либо жалел меня. Дело было в том, что я был не так хорош, чтоб победить. И мне надо было возвращаться в зал и работать усерднее. Я постоянно говорил себе: «У тебя есть ещё один шанс. Есть Олимпия».
FLEX: Насколько сильно мотивировало тебя это поражение перед Олимпией 2010-го?
Фил Хит: «Сильно» не то слово. Я постоянно думал: «Ну и что ты будешь делать по этому поводу?». Истинный чемпион распознаётся не столько в реакции на победу, сколько в реакции на поражение. Я вспомнил, как поступали в такой ситуации другие ребята – Джей после поражения Ронни Коулмену, Ронни после поражения Гюнтеру Шлиркампу в 2002-ом (на «GNC Show of Strength»). Вы бы никогда не увидели «Цену Искупления» и его тренирующимся как маньяк, сметающим всё на своём пути. Я почувствовал, что настал и мой черёд. И дело здесь было не в том, чтоб показать кому-либо что-либо, а в том, чтобы подняться на следующий уровень. Хейни (Рэмбод) сказал мне: «Ты должен тренироваться со злостью. Ты не достаточно серьёзно воспринимаешь работу в зале». Я ответил ему, что вопринимаю, но он сказал: «Но ты должен относиться к этому так, будто тебя оскорбили». И я последовал его совету. Я пообещал себе, что стану настолько хорош, что даже слепой сможет увидеть во мне победителя.
FLEX: Во время Олимпии 2010-го многие прочили тебе победу. И, возможно, ты был готов физически, но, не думаю, ты был готов умственно. Этот год был другим. Ты был готов. Почему?
Фил Хит: Я знал, что 2010-ый был довольно неплохим для меня, но мне был необходим один целый год для подготовки к следующему турниру. Поэтому я пропустил «Arnold Classic» - я хотел направить все свои усилия на Олимпию. Я должен был сделать всё возможное, дабы выйти на следующий уровень. И у меня была уверенность. Я не был самонадеян – просто уверен. Я знал, что стану лучше, чем когда-либо, и мне не приходилось задавать много вопросов. Нужно было взять и сделать это.
FLEX: Что значит для тебя победа в Олимпии?
Фил Хит: Я бесспорно лучший в мире. Иногда говорю людям, что я бодибилдер номер один в мире. Не многие получают такую возможность, и мне нравится так себя называть. Я тринадцатый – тринадцатый парень, который когда-либо завоёвывал статуэтку Сандова. Некоторым из моих идолов, среди которых Флекс Уилер, Шон Рэй и Кевин Леврон, никогда этого не удавалось. Я вхожу в элиту. Но более того теперь я ещё и деятель. Именно мне как Мистеру Олимпия придётся представлять и отстаивать интересы бодибилдинга. Мне нужно делать всё возможное, дабы быть лицом бодибилдинга. И мне теперь недостаточно думать только о себе. На мне лежит ответственность перед всеми, кто был до меня, перед МФБ, перед моими сверстниками, перед моими поклонниками и перед всеми теми ребятами, кто будет после меня. Я должен быть лидером и помогать бодибилдингу. Джей был моим наставником. Теперь моя очередь быть наставником. Это мой долг.
FLEX: Что будет дальше? Многие говорят, что ты смог бы стать многократным победителем Олимпии, что у тебя только-только начинается пик. Чего ты ожидаешь для себя?
Фил Хит: Я не просто взял и выиграл Олимпию. Мне это стоило огромного труда. Что тут говорить, я почти четыре года ничего не выигрывал. Поэтому мне сейчас хочется просто посмаковать своё достижение. Я просто хочу поехать домой и расслабиться пару недель, попозировать в качестве гостя и просто понаслаждаться бытием Мистером Олимпия. В моей жизни открывается новая страница. Я чувствую, что смогу защитить свой титул, если всё сделаю правильно. Но мне придётся работать усерднее других. Постепенно становиться лучше, чем я был днём раньше. Это всё, что мне остаётся делать. Мне хотелось бы одержать много побед, но это невозможно без прогресса каждый день без исключения.
Источник: Журнал "FLEX" "Говори, что думаешь, и думай, что говоришь" |
|